Памяти капитана Сергея Владимировича Хорохонова. ВСЕГДА В СТРОЮ - 06 07 1989

Автор
Опубликовано: 1657 дней назад (7 октября 2019)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В 1965 году, когда, в нашей стране впервые отмечался День рыбака, в числе первых капитанов, кому к этому празднику присвоили звание "Заслуженный рыбак Эстонии" был Сергей Владимирович Хорохонов.
Звание вполне заслуженно! С. Хорохонов за многолетнюю работу в рыбной промышленности снискал себе признание не только опытного рыбака, но и умелого организатора, руководителя трудовых коллективов.
Сергей Хорохонов словно родился для, моря, для рыбацкой жизни, хотя родом он с Брянщины, не имеющей выходов к морю. Любовь к морю развивается с юности, а юность Сергея прошла в Рижской школе юнг. Выйдя впервые на голубые просторы Балтики, вдохнув чистый морской воздух, твердо решил с морем не расставаться.
После окончания Ломоносовского мореходного училища, работал на морском буксире — постигал опыт буксировщика.
Рыбацкая биография Сергея Владимировича началась в Таллинне , в 1956 году, когда он в числе других рыбаков вышел на малых судах типа "РР" и "СРТ" , осваивать океанический лов. Сейчас такие суда почти не встретишь, и молодым рыбакам трудно представить себе, в каких условиях работали их отцы и старшие братья.
Те первые рейсы в океан запомнились Сергею Владимировичу на всю жизнь. Особенно рейс на РР 1282, где он был вторым помощником капитана. Судно было переоборудовано под дрифтерный лов. В рейс вышли без локатора, гирокомпаса и поискового эхолота.
О сетевыборочных и сететрясных машинах и посольных агрегатах приходилось лишь мечтать. А как вели поиск рыбы? Сергей Владимирович рассказывает, что одним из главных ориентиров тогда были птицы — олуши. Их рыбаки называли альбатросами. Как начнут пикировать сверху вниз в волны — значит, появился косяк — верная примета. Но порядок сетей нужно было расположить на градиенте температур, для этого пользовались "методом изотерм". Забрасывали на тросике в специальной упаковке термометр, определяли границы перепадов температуры воды и на этих перепадах метали сети. Именно здесь обычно "паслись" косяки рыб.
Примитив, конечно, но так было, и тогда это давало ощутимые результаты. Между прочим, С. Хорохонов этот способ применял даже у берегов Африки, для других видов рыб. И с большим эффектом.
А в июне 1962 года, уже будучи капитаном дальнего плавания, Сергей Хорохонов принял новый траулер БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан". Это было второе после БМРТ-333 "Ю. Сютисте" судно — крупнотоннажное, морозильное, с кормовым тралением. Большинство членов экипажа на таком судне вышли впервые, и надо было в короткий срок на переходе освоить новое судно, проверить технику, аппаратуру, обучить всех новичков.
Задача была не из легких, тем более, если учесть, что даже такие специалисты, как старший механик Е. Подольский, старший тралмастер Я. Володин и многие другие еще не ходили на таких судах.
Для капитана С. Хорохонова этот рейс на новом судне тоже был своего рода экзаменом. Все надо было заново организовать, предусмотреть, испытать. Но экзамен был выдержан с честью! План по добыче рыбы экипаж выполнил на 171 процент. Годовой вылов рыбы составил 70 тысяч центнеров. Такого улова в то время без спаренных рейсов не добивалось ни одно судно Западного бассейна.
Пять рейсов подряд совершил БМРТ-350 "Эвальд Таамлаан" в северную и центральную Атлантику и каждый раз возвращался с перевыполнением плана. Даже безрыбье не было помехой для экипажа.
Запомнился такой момент. Как-то в районе ЦВА испортилась промысловая обстановка. На совете все капитаны эстонской, да и других экспедиций, сетовали на безрыбье. Команды волновались, нервничали. БМРТ-350 в это время работал на девятнадцатом градусе и ежедневно добывал 30, 35, а то и 40 тонн, называя свои координаты и призывая следовать в его район.
Суда подходили, ложились на параллельные курсы, но рыба по-прежнему не шла, тралы приходили пустыми. Тогда С. Хорохонов вызвал в радиорубку старшего тралмастера Я. Володина, и тот по радио дал подробное описание настройки своего трала, охарактеризовал его оснастку, приемы траления, и... рыба пошла, повалила, как говорят рыбаки.
Материалы о трудовых успехах БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан" то и дело появлялись на страницах эстонских газет. Чтобы читатели яснее себе представили объем добываемой рыбы, газета "Рыбак Эстонии" в одном из номеров писала: "За один год коллектив БМРТ-350 дал столько рыбопродукции, что она вряд ли уместится в 140 железнодорожных вагонах. Около 7 тысяч тонн! А если эту рыбу разделить поровну на всех жителей Эстонии, то каждый получит по пять с половиной килограммов".
Каждый рейс БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан" давал государству миллион рублей прибыли, а в своем пятом рейсе прибыль составила 1 млн. 250 тысяч рублей. В соревновании в честь 25-й годовщины Советской Эстонии экипаж БМРТ-350 по всем показателям занял первое место.
БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан" в 1965 году стал опорно-показательным судном объединения, а С. Хорохонов был назначен неосвобожденным капитаном-флагманом эстонской промысловой экспедиции. С того времени на плечи Сергея Владимировича легла дополнительная ответственность. Уже недостаточно было иметь успехи только своего экипажа. Надо было подтягивать остальные суда, помогать им, передавать опыт.
На промсоветах С. Хорохонов охотно делился своим опытом и опытом своих ведущих специалистов. Нередко он пересаживал на соседние суда своих опытных штурманов, добытчиков, технологов. И так общими усилиями добывался общий успех.
В числе первых Сергей Владимирович передавал свой опыт рыбакам республики Куба. Рейсы к берегам Гренландии и к Лабрадору на рыболовном траулере "Манхуари", который он возглавлял, вошли в историю развития кубинского рыболовного флота.
В связи с этим Фидель Кастро в одном из своих выступлений заявил: "Могли ли мы мечтать, что наши рыбаки, привыкшие вести прибрежный лов, будут промышлять в самых удаленных районах Атлантического океана!"
Труд капитана был по заслугам оценен. За успехи в развитии рыбной промышленности он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР и другими наградами.
Большая и богатая биография у Сергея Владимировича Хорохонова. Но она не кончается, она продолжается. И сегодня С. Хорохонов в строю. Вот уже который год Сергей Владимирович — капитан порта нашего объединения.

В. ВАСИЛЬЕВ, кандидат исторических наук.

На снимке: заслуженный рыбак Эстонии С. Хорохонов.
Фото из архива.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!