+1 RSS-лента RSS-лента

Блог Ровбут Михаила Олеговича

Автор блога: ЛМУ ВМФ
Вспомогательный военно-мосркой флот России (2)
Александр Михайлович Резников - ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА
26 Января 2023 08:35

Ветеран судов обеспечения БФ Александр Михайлович Резников 27 января отметит 90-летний юбилей.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Среди старожилов Балтийского флота трудно найти людей, которые бы не слышали об этом человеке. Знают его и многие ветераны Черноморского, Северного и даже Тихоокеанского флотов. Это относится, прежде всего, к тем, кто многие годы ходил в дальние походы и решал задачи боевой службы. Именно в различных районах Мирового океана при заправках кораблей происходило их знакомство с танкером «Олекма» и его капитаном Александром Резниковым.

Родился и вырос он в Керчи. Детство было трудным и порой голодным. Отец работал на железной дороге мастером колёсных пар. Мама и бабушка, жившая с ними, занимались домашним хозяйством и воспитанием пятерых детей. Александр был самым старшим, а поэтому часто присмотр за младшими возлагался на него, как и все наказания за детские шалости.

Когда началась Великая Оте-чественная война, парнишка только окончил первый класс. Керчь стала ареной жестоких сражений советских войск с немецко-фашистскими захватчиками. Линия фронта четырежды проходила через город, который в результате кровопролитных боёв был практически полностью разрушен.

В катакомбах, где мирные жители спасались от вражеских налётов, не хватало не только воды и продовольствия, но и свежего воздуха. Когда стало совсем невмоготу, было принято решение о выходе на поверхность женщин и детей. Тот день Александр Михайлович считает самым страшным в своей жизни. Полевая жандармерия гнала колонну, состоявшую в основном из детей, мимо огромных размеров рва, заполненного разлагающимися телами погибших советских солдат и расстрелянных местных жителей. Эта жуткая картина, особенно руки убитых, как бы взывающие о помощи, остались с ветераном навсегда. Первые двадцать лет он об этом даже говорить не мог: спазм сжимал горло, и невольно выступали слёзы. И сейчас, спустя столько времени, когда идёт разговор о тех днях, его голос чуть дрожит.

Сбежав из эшелона, который вёз их неизвестно куда, женщины и дети оказались в небольшой деревне Кут недалеко от Керчи. В ней не было еды, а вся вода имела запах сероводорода. Когда младшие начали пухнуть с голода, мама послала Александра в соседнюю деревню Марфовку добыть каких-нибудь продуктов. Увидев, что немец собирается выбросить заплесневевшую булку, парнишка попросил дать хлеб ему. Придя в сознание после удара кованым сапогом, Александр уже не увидел ни фашиста, ни испорченного хлеба. Далее семья оказалась в Джанкое, и только после освобождения Крыма от захватчиков они вернулись домой.

После войны парень продолжил учёбу в школе. Отец, учитывая возраст сына, записал Александра сразу в третий класс, минуя второй. Учиться было трудно, многого он просто не понимал, так как всё, что проходили до вой-ны в первом классе, забылось. Окончив семь классов школы, юноша оказался перед выбором специальности. Сказать, что тогда он мечтал об океанских далях и капитанском мостике, нельзя. Необходимо было просто не затеряться в бушующем водовороте жизни. На помощь семьи надеяться было нельзя: там росли ещё четверо детей. Отец чётко определил ориентир – неважно, где и на кого учиться, главное, чтобы быть на государственном обеспечении. В ДОСААФ, где Александр начинал постигать премудрости парусного спорта, пришла информация, что Ломоносовское мореходное училище ВМФ производит набор курсантов. Особо не вникая в детали, парень отправился в путь.

Сегодня Александр Михайлович вспоминает впечатления, которые произвела на него та поездка, как он любовался природой. Вместо степной растительности Керченского полуострова парень впервые в жизни видел берёзы, наблюдал буйство зелени и радовался дождю. Гордость и восхищение от флотской формы, тельняшки, клёшей и бескозырки пришли несколько позже. Свой первый поход по маршруту Ломоносов – Калининград – Ломоносов Александр Резников совершил на бригантине «Чайка» во время морской практики. Годы учёбы пролетели быстро.

Окончив в 1955 году мореходное училище, 22-летний дипломированный судоводитель вместе с женой и сыном поехал по распределению в Балтийск, в отделение вспомогательных судов и гаваней тыла военно-морской базы. В этом соединении, без учёта смены его наименования, трудовой стаж Александра Михайловича составил двадцать семь лет. В эти годы он получил высшее образование, заочно окончив Калининградское высшее инженерное училище.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Трудовую деятельность начал третьим помощником капитана морского буксира «МБ-94». При буксировке шхуны из Таллина «МБ-94» попал в шторм. Ураганный ветер не только порвал трос, но и разломал гак буксировочного устройства. Пришлось вызывать спасательное судно. После такого перехода Александр решил отработать необходимые пять лет и уйти, прекратив своё «мореходство».

Однако всё сложилось иначе: Александр Михайлович остался, море прочно и навсегда вошло в его жизнь. Знания и ответственное отношение к делу были замечены руководством. Три года он работал старшим помощником капитана транспорта «Иркут», затем – капитаном транспорта «Индигирка» и танкера «Яхрома».

В июле 1964 года в соединение поступил новый средний морской танкер «Олекма», построенный в Финляндии. Александр Резников стал его первым капитаном и в этой должности проработал 17 лет.

Буквально с первых дней вступления в строй «Олекма» приступила к решению своей главной задачи – тыловому обес-печению боевых кораблей ВМФ страны, которые в тот период интенсивно осваивали просторы Мирового океана. Уже в октябре 1964 года в штормовых условиях Норвежского моря была выполнена первая заправка топливом эсминца «Справедливый». Этот поход стал очень поучительным для экипажа танкера и его капитана. Полученный опыт позволил выявить и проанализировать недостатки, внести предложения в руководящие документы по их недопущению.

За свою историю танкер «Олекма» под командованием Александра Резникова совершил около 30 походов. Северная и Южная Атлантика, Северный Ледовитый и Индийский океаны, Средиземное и Чёрное моря, Персидский и Гвинейский заливы, Карибский бассейн – танкер, на борту которого находилось три тысячи тонн топлива и пятьсот тонн воды, с радостью ждали все и везде. Он не только пополнял запасы, но и выступал связующей нитью с Родиной, домом, доставляя и забирая корреспонденцию.

Одним из важнейших человеческих качеств капитана А. Резникова было и остаётся умение слушать и слышать членов своего экипажа. Тысячи пройденных миль, сотни заправок, огромное количество доставленных грузов были бы невозможны без высочайшего профессионализма, самоотверженности и сплочённости экипажа, в чём, несомненно, была немалая заслуга Александра Михайловича. Заложенные в первые годы традиции позволили танкеру всегда находиться в числе лучших судов соединения.

По мнению ветерана, каждый поход, несмотря на идентичность решаемых задач, был по-своему особенным, неповторимым, чем-то запоминающимся. Поход 1969 года памятен первым и единственным пересечением экватора, а также первым в истории визитом отряда кораблей ВМФ в Гвинейскую Республику. Об этом напоминает рукописный лист за подписью посла СССР, который по сей день находится в рамочке дома у Александра Михайловича. Помнит капитан и купание экипажа в водах знаменитого Бермудского треугольника в 1976 году, когда на вопрос командира сторожевого корабля о людях в воде он ответил, что идут испытания индивидуальных спасательных средств.

Но самым запоминающимся стало участие в 1972-м в спасении аварийной советской подводной лодки в Атлантическом океане. Этот поход стал серьёзным экзаменом для всего экипажа танкера «Олекма» и его капитана. Находясь севернее Великобритании и двигаясь на запад к месту нахождения аварийной подводной лодки, судно подверглось такому удару стихии, с которым Александр Резников до этого, да и после никогда больше не встречался. Избежать тяжёлых последствий помог профессионализм и… своеобразное увлечение капитана. В море Александр Михайлович всегда, опираясь на всевозможные источники информации, занимался прогнозированием погоды. Вот и на этот раз, проанализировав все материалы, понял, что скоро на их пути станут штормовые встречные волны. Он изменил курс танкера на 30 градусов от намеченного и доложил в Главный штаб ВМФ. Там прогнозу капитана не поверили, но решение не отменили. Через несколько часов на «Олекму» обрушились 10-метровые волны. Трудно даже представить, что пришлось пережить экипажу. Александр Михайлович вспоминает, что только тогда он убедился в существовании девятого вала, который до этого случая считал просто выдумкой. Волны накрывали танкер полностью, были срезаны леерные ограждения и фальшборт бака, выбиты иллюминаторы, а на палубе полубака образовалась трещина длиной 1,5 метра и шириной до сантиметра. Под руководством старшего механика Николая Чурганова трещину засверлили, расклепали свинцом, где-то что-то заварили, подтянули… и продолжили выполнять задачу. Танкер заправил корабли возле аварийной лодки, которую потом сопровождал в Кольский залив. За этот поход командующий флотом наградил Александра Резникова командирскими часами в позолоченном корпусе.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

К своей работе Александр Михайлович всегда подходил творчески. Увлечённость прогнозированием погоды вылилась в написание методического пособия, которое, к сожалению, так и не удалось напечатать. А вот статья «Определение места судна в море по одновременному наблюдению трёх светил с взаимно противоположными и перпендикулярными направлениями азимутов» увидела свет в информационном бюллетене, издаваемом службой морского флота Минтранса России.

В рамках обеспечения постоянного присутствия ВМФ СССР в Карибском регионе отряды кораблей, в числе которых был и танкер «Олекма», заходили в порты Кубы. Александр Михайлович с теплотой вспоминает дни, проведённые на Острове свободы. Концерты и экскурсии по историческим местам, в крокодилий питомник и бамбуковую рощу, в горы и на пляж, огромное количество фруктов, доставляемых на танкер, произвели неизгладимое впечатление. На Кубе Александр Резников встречался с Раулем Кастро, который подарил экипажу ящик ликёра, а капитану – коробку знаменитых сигар. А популярная кубинская певица Фара Мария презентовала ему свою пластинку с автографом.

Но особо запомнилась Куба своими неповторимыми тремя цветами: голубыми морем и небом, жёлтым песком и зелёной растительностью, а также людьми, которые революционным порывом и трудовым энтузиазмом, открытостью и доброжелательностью напоминали советских граждан 30-х и 40-х годов.

В марте 1981-го Александр Резников перешёл на другое место работы, оставив самые хорошие воспоминания о коллективе, где трудился 17 лет.

– У нас на танкере был не просто прекрасный экипаж, – вспоминает Александр Михайлович. – Это была дружная и сплочённая семья. Все в этой семье работали с желанием, без подсказки и особых указаний, а поэтому и был хороший результат.

На новом месте, которое тоже было связано с морем, пригодился накопленный опыт. Сначала трудился заместителем начальника Северо-западного управления «Газпромразведка» по морским делам, потом – капитаном-наставником на судах нефтегазового комплекса в Калининградской области. В 2002 году в возрасте 69 лет Александр Михайлович ушёл на заслуженный отдых.

Его работа во вспомогательном флоте была отмечена орденом Трудового Красного Знамени. В трудовой книжке ветерана порядка тридцати поощрений, в том числе от главнокомандующего, командующего флотом, начальника ВС и АСС ВМФ. В 1977 году Александр Резников был удостоен звания лучшего капитана вспомогательного флота ВМФ СССР.

Гордостью Александра Михайловича являются его сыновья. Старший Виктор пошёл по стопам отца. Он окончил штурманский факультет Калининградского ВВМУ и был назначен командиром боевой части малого ракетного корабля Северного флота. После офицерских классов продолжил службу на Балтике в бригаде ракетных кораблей и катеров: дивизионным штурманом, командиром ракетного катера, старшим помощником начальника штаба бригады по оперативной и боевой подготовке. В запас Виктор уволился капитаном 2 ранга с должности оперативного дежурного управления поисковых и аварийно-спасательных работ, и сейчас его жизнь связана с флотом. Младший сын Александра Михайловича Михаил окончил политехнический институт, стал специалистом в области автоматических систем управления, и его работа связана в том числе с военно-промышленным комплексом.

Крепкая стать Александра Михайловича Резникова, открытое мужественное лицо и глаза, излучающие доброту, сразу располагают к себе, а ясность мыслей, глубина суждений, активная жизненная позиция и оптимизм вызывают восхищение.

– Всё время я работал с людьми, и это является источником моих внутренних сил, – сказал юбиляр. – Конечно, в жизни, как и у тельняшки, были и белые, и чёрные полосы. Но если бы мне пришлось всё начинать снова, то я пошёл бы тем же путём.

Редакция газеты сердечно поздравляет Александра Михайловича с юбилеем и желает ему доброго здоровья, оптимизма и большого запаса жизненной прочности!

Виктор МАКСИМЕНКО

фото из архива «СБ»
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФЛОТ – ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!
18 Марта 2021 06:00
Сергей Георгиевич Епифанов

начальник службы вспомогательного флота

Департамента транспортного обеспечения МО РФ,

капитан 1-го ранга





15 марта для службы вспомогательного флота является знаменательной датой. Именно в этот день 81 год назад в соответствии с Циркуляром начальника Главного морского штаба ВМФ № 2791с в составе Главного управления портов Народного комиссариата ВМФ впервые был создан орган управления деятельностью вспомогательных судов – отдел плавучих средств и гаваней Военно-Морского Флота. За прошедшие годы организационно-штатная структура органа военного управления неоднократно менялась, и в настоящее время правопреемником отдела плавучих средств Военно-Морского Флота является служба вспомогательного флота Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Людей, служивших в разные годы в органах управления вспомогательным флотом, всегда объединяли глубокое чувство патриотизма, беззаветное служение Родине и флоту, высокий профессионализм, крепкие флотские традиции и ответственность за порученное дело, которые обеспечивают решение задач материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота в любых условиях обстановки в мирное и военное время.

Отмечая годовщину службы, нельзя не отметить деятельность судов вспомогательного флота, которые являются неотъемлемой частью корабельного состава Военно-Морского Флота и без которых невозможно выполнение стоящих перед ним задач.

На сегодняшний день судовой состав вспомогательного флота насчитывает более 400 ед. различных классов и подклассов, что позволяет выполнить задачи по обеспечению сил флотов в полном объеме.

Мероприятия по снабжению боевой подготовки, материально-техническое обеспечение корабельных сил в море – это то немногое, чем сегодня занимается вспомогательный флот. Судами флота в 2020 году пройдено 500 тыс. морских миль, выполнено 211 обеспечений кораблей и судов в дальней морской зоне, в ходе которых перевезено и подано на корабли и суда более 337 тыс. т грузов; проведено более 13 тыс. морских и рейдовых буксировок и 183 ледовых обеспечения; обработано 100 тыс. т грузов и обеспечено более 200 мероприятий боевой подготовки флотов.

В 2020 году отечественными судостроителями было построено восемь новых современных судов, которые вошли в состав вспомогательного флота и Каспийской флотилии.

Морской буксир проекта 23470 «Андрей Степанов» – второй после головного буксира «Сергей Балк» и первый в серии из пяти морских буксиров проекта 23470. Построен на Ярославском судостроительном заводе и после успешного завершения государственных испытаний вошел в состав Тихоокеанского флота. Предназначен для выполнения морских буксировок судов, тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, снятия с мели кораблей и судов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Новейшие самоходные плавучие краны проекта 02690 – СПК-57150 и СПК-59150 – пополнили отряды судов обеспечения Тихоокеанского флота и Каспийской флотилии соответственно. Спроектированные ЗАО «Спецсудопроект» и построенные на судостроительной фирме «Алмаз» (оба предприятия расположены в г. Санкт-Петербурге) плавкраны предназначены для выполнения всех видов грузоподъемных работ, производства погрузки обычных и разрядных грузов на надводные корабли, подводные лодки и суда (в том числе ядерных боеприпасов и баллистических ракет). Также краны могут использоваться для выполнения работ по обтяжке цепей крепления плавучих причалов, установки и съемки рейдового оборудования, перевозки грузов на верхней палубе.

На Ярославском судостроительном заводе построено три рейдовых разъездных катера проекта 02221, предназначенных для перевозки личного состава и мелких грузов в пределах внутреннего и внешнего рейдов и в пунктах базирования. Одно судно вошло в состав Балтийского флота, остальные два будут использоваться для обеспечения учебного процесса в Вольском филиале Военной академии материально-технического обеспечения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рейдовые буксиры РБ-370 и РБ-371 продолжили серию строящихся в интересах вспомогательного флота буксиров проекта 705бм. Спроектированы ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» (г. Нижний Новгород), построены на Астраханском судоремонтном заводе и представляют собой однопалубное судно с двухвальной дизельной установкой. Предназначены для буксировки кораблей, судов и подводных лодок водоизмещением до 1 тыс. т, а также для выполнения кантовочных работ в узкостях и на мелководье.

В рамках 18 заключенных с судостроительными предприятиями государственных контрактов продолжается строительство еще 44 судов обеспечения.

Так, в 2020 году заключен контракт на строительство серии из трех средних морских танкеров проекта 23130. Головное судно данного проекта – танкер «Академик Пашин» (завод-строитель – ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», г. Шлиссельбург). Построен в 2019 году с применением современных технологий, обладает неограниченным районом плавания, усиленным ледовым классом, способно перевозить 7,5 тыс. т грузов различной номенклатуры и обеспечивать их выдачу на ходу одновременно трем кораблям. «Академик Пашин», ставший первым за последние 37 лет средним морским танкером, принятым в состав Военно-Морского Флота, подтвердил свои тактико-технические характеристики и успешно выполняет задачи в составе Северного флота (фото 3). Танкер назван в честь известного российского инженера-кораблестроителя Валентина Михайловича Пашина, Героя Российской Федерации, академика РАН. Более 20 лет он возглавлял Центральный научно-исследовательский институт им. академика А.Н. Крылова. В.М. Пашин – автор более 150 научных публикаций по проектированию кораблей, а также огромного количества изобретений. После смерти конструктора в 2013 году его именем также была названа площадь в Санкт-Петербурге.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первое серийное судно данного проекта получит название «Василий Никитин» в честь генерал-полковника Василия Васильевича Никитина (1914–1994), с 1954 по 1984 год являвшегося начальником Управления снабжения горючим (с 1967 года – Центрального управления снабжения ракетным топливом и горючим, с 1979 года – Центрального управления ракетного топлива и горючего) Министерства обороны СССР.

Также в 2020 году заключено пять контрактов на выполнение опытно-конструкторских работ по разработке головных судов новых проектов – малого морского танкера, универсального судна контроля физических полей и размагничивания, морского буксира, пассажирского катера и нефтемусоросборщика.

В ходе строительства малого морского танкера, морского буксира и универсального судна контроля физических полей и размагничивания будут унифицированы применяемое основное оборудование, системы и механизмы, что позволит оптимизировать затраты на проектирование, строительство и эксплуатацию судов в течение всего их жизненного цикла.

Успешные и эффективные действия сил флота невозможны без всестороннего, в том числе и материально-технического, обеспечения, включая его транспортную составляющую.

Именно транспортное обеспечение на современном этапе развития боевых возможностей вооружения и техники, увеличения пространственного размаха деятельности ВМФ в условиях роста интенсивности расхода материальных средств приобретает решающую роль. Вспомогательный флот является основным и единственным средством комплексного обеспечения корабельных сил, в том числе и в удаленных районах морей и океанов.

Поздравляю личный состав службы вспомогательного флота Департамента транспортного обеспечения МО РФ, офицеров, гражданский персонал и ветеранов служб вспомогательного флота округов и флотов, отделений вспомогательного флота флотилий и военно-морских баз, а также весь командный и рядовой состав отрядов и групп судов с 81-й годовщиной со дня создания службы вспомогательного флота!

Желаю всем крепкого флотского здоровья, успехов во всех делах и начинаниях, продолжения и приумножения славных традиций вспомогательного флота!
ЛМУ ВМФ 0 1 комментарий